• 156520 Костромская обл., Костромской район, деревня Кузьмищи, ул. Зеленая д. 6
  • 8(4942) 66-72-82, 8(4942) 66-71-49
  • kuzmishhenskoesp@kostromskoy.kostroma.gov.ru

Прокуратура Костромского района разъясняет действующее законодательство в сфере противодействия коррупции.

21 апреля 2025 13:04

Контроль за законностью поступления на счета денежных средств

Действующим законодательством о противодействии коррупции предусмотрено (установлено) право государства обращать в доход Российской Федерации денежные средства, поступившие на счета лиц, обязанных представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в случае, если сумма таких средств превышает совокупный доход этих лиц за отчетный период и предшествующие ему два года и в отношении них не представлены достоверные сведения, подтверждающие законность их получения.

Подразделения кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений в рамках проведения проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, обязаны выявлять указанные обстоятельства. Органами прокуратуры обеспечивается надзор за реализацией ими соответствующих функций.

В случае если средства были получены в сумме, превышающей общий доход за отчетный период и предыдущие два года, лица, проводящие такую проверку, обязаны запросить у проверяемого лица информацию, подтверждающую законность получения этих средств. Срок представления сведений о законности получения денежных средств составляет 15 рабочих дней с даты их истребования. Если проверяемое лицо не представляет сведения, подтверждающие законность получения денежных средств, материалы проверки направляются в органы прокуратуры для ее завершения.

Кроме того, полномочия проводить проверку законности получения денежных средств предоставлены прокурорам в случае увольнения проверяемого лица до завершения проверки кадровым подразделением.

При непредставлении проверяемым лицом сведений, подтверждающих законность получения денежных средств, прокурор наделен правом обращаться в суд с заявлением об обращении таких средств в доход Российской Федерации. При этом сумма иска должна превышать 10 тыс. рублей.

Полномочия прокуроров при осуществлении проверок, порядок проведения дальнейших действий, права проверяемых лиц закреплены в статье 8.2 Федерального закона «О противодействии коррупции».

Меры по предупреждению коррупции для юридических лиц

В силу статьи 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» к основным принципам противодействия коррупции отнесено приоритетное применение мер по ее предупреждению.

В целях активизации этого процесса статьей 13.3 названного Федерального закона установлена обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции. Эта обязанность распространяется на все организации (юридические лица) независимо от их форм собственности, организационно-правовой формы и штатной численности, то есть не только на государственные и муниципальные учреждения и предприятия, но и на акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, иные коммерческие и общественные организации.

В части 2 статьи 13.3 закона содержится примерный перечень мер по предупреждению коррупции, которые могут приниматься в организации. Среди них:

- определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

- сотрудничество организации с правоохранительными органами;

- разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

- принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

- предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

- недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Для формирования единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разработаны Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции.

Так, организациям предлагается закрепить в едином документе, с названием «Антикоррупционная политика (наименование организации)», сведения о реализуемой в организации антикоррупционной политике. Рекомендации содержат как алгоритм разработки данного документа, так и предложения по его содержанию и последующему исполнению.

Кроме того, Методические рекомендации содержат большое количество справочной информации по вопросам противодействия коррупции, в том числе:

- сборник положений нормативных правовых актов, устанавливающих меры ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

- нормативные правовые акты зарубежных государств по вопросам противодействия коррупции, имеющие экстерриториальное действие;

- обзор типовых ситуаций конфликта интересов;

- типовую декларацию конфликта интересов, антикоррупционную хартию российского бизнеса.

Ответственность юридических лиц по статье 19.28 КоАП РФ за коррупционные правонарушения

Статьей 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон № 273-ФЗ) к основным принципам противодействия коррупции отнесено приоритетное применение мер по ее предупреждению. Действующим законодательством предусмотрена возможность применения к юридическому лицу, от имени или в интересах которого осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, мер ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусматривает ответственность юридических лиц за незаконную передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействия), связанного с занимаемым ими служебным положением.

Отличительной особенностью административных правонарушений, предусмотренных ст. 19.28 КоАП РФ, являются сроки давности привлечения к ответственности, составляющие 6 лет со дня их совершения, а также существенные суммы штрафов, в разы превышающие размеры штрафов по административным правонарушениям в иных сферах правоотношений.

В целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 КоАП РФ, применяется предусмотренный статьей 27.20 КоАП РФ арест имущества юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении заключается в запрете юридическому лицу распоряжаться арестованным имуществом, в установлении ограничений, связанных с владением и пользованием таким имуществом.

Арест денежных средств, находящихся во вкладах и на счетах в банках или иных кредитных организациях, осуществляется в случаях отсутствия у юридического лица иного имущества.

Юридическое лицо может быть освобождено от ответственности за административное правонарушение, если оно способствовало выявлению данного правонарушения, проведению административного расследования и (или) выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением, либо в отношении этого юридического лица имело место вымогательство (примечание 5 к статье 19.28 КоАП РФ). Однако необходимо учитывать, что освобождение юридического лица от ответственности возможно только при условии совершения в совокупности всех перечисленных в законе действий, направленных на способствование выявлению правонарушения, проведению административного расследования и (или) выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением.

Привлеченные к административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ юридические лица, не вправе участвовать в закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд в течение двух лет с момента привлечения к такой ответственности. (пункт 7.1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Уголовная ответственность за преступления коррупционной направленности

Уголовным кодексом Российской Федерации установлена ответственность за совершение преступлений коррупционной направленности.

Среди них наиболее распространенным и опасным является взяточничество (ст. 290 УК РФ – получение взятки, ст. 291 УК РФ – дача взятки, ст. 291.1 УК РФ – посредничество во взяточничестве, ст. 291.2 УК РФ – получение и передача мелкой взятки). Оно посягает на основы государственной власти, нарушает нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений, подрывает их авторитет, деформирует правосознание граждан, создавая у них представление о возможности удовлетворения личных и коллективных интересов путем подкупа должностных лиц, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие.

Весомая роль в структуре взяточничества отведена преступлениям, предусмотренным ст. 290 УК РФ. Получение взятки – опасное должностное преступление, особенно, если оно совершается в крупном, особо крупном размерах, группой лиц или сопровождается вымогательством.

В этой статье Уголовного кодекса Российской Федерации установлена ответственность, когда взяткополучатель – должностное лицо совершает действия (бездействие), входящие в его служебные полномочия, в пользу взяткодателя или представляемых им лиц; за способствование должностным лицом в силу своего должностного положения совершению указанных действий (бездействию); общее покровительство или попустительство по службе; совершение должностным лицом незаконных действий (бездействие).

Предметом взятки наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, автомобиля, строительство дачи), а также выгоды неимущественного характера (устройство детей вне очереди в детские сады, на обучение в учебные организации и т.п.).

Под выгодами имущественного характера следует также понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизированных объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами.

Указанные действия наказываются штрафом, максимальный размер которого установлен пять миллионов рублей, или стократной суммой взятки либо лишением свободы на срок до пятнадцати лет. Кроме того, законодательством предусмотрено назначение дополнительного наказания - лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Сумма взятки подлежит безусловной конфискации

Задачами уголовного закона прежде всего являются охрана прав и свобод человека и гражданина, общественной безопасности от преступных посягательств, а также предупреждение преступлений, и в целях их осуществления уголовный закон устанавливает помимо видов наказаний иные меры уголовно-правового характера, к числу которых относится конфискация. Конфискации, то есть принудительному безвозмездному изъятию и обращению в собственность государства на основании обвинительного приговора, подлежат деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате совершения преступлений, указанных в п. "а" ч. 1 ст. 104.1 УК РФ, в том числе предусмотренного ст. 290 УК РФ. Как следует из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 июня 2018 года № 17 "О некоторых вопросах, связанных с применением конфискации имущества в уголовном судопроизводстве", конфискация имущества подлежит обязательному применению при наличии оснований и соблюдении условий, предусмотренных нормами главы 15.1 УК РФ.

По делам о коррупционных преступлениях деньги, ценности и иное имущество, переданные в виде взятки или предмета коммерческого подкупа, подлежат конфискации (пункты 3(3), 4 постановления). При этом то обстоятельство, что денежные средства не были изъяты и приобщены к делу в качестве вещественных доказательств, их конфискации не препятствует, поскольку положения ст. 104.2 УК РФ предусматривают возможность конфискации денежных средств или иного имущества взамен предмета, конфискация которого невозможна вследствие его использования или по иной причине. Исключение составляет имущество, на которое в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации не может быть обращено взыскание.

Если конфискация имущества на момент принятия судом решения невозможна вследствие его использования, продажи или по иной причине, суд выносит решение о конфискации денежной суммы, эквивалентной стоимости данного предмета.

Кроме того, Верховный Суд Российской Федерации определил, что собственник передаваемого в качестве взятки имущества не может признаваться потерпевшим и не вправе претендовать на возвращение ему ценностей, переданных в виде взятки.

На основании п. 10.1 ст. 299 УПК РФ конфискация имущества относится к вопросам, подлежащим обязательному разрешению судом в совещательной комнате, и применяется на основании обвинительного приговора, постановленного по результатам рассмотрения уголовного дела. При этом уголовный закон обязывает суд принять решение о конфискации по делам о коррупционных преступлениях.

Ответственность за несоблюдение требований антикоррупционного законодательства

Конфликт интересов представляет собой ситуацию, при которой личная заинтересованность должностного лица может повлиять на процесс принятия решения и нанести ущерб интересам личности, общества либо государства.

Наибольшее значение для общества имеет проблема возникновения конфликта интересов у государственных и муниципальных служащих.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции» конфликт интересов – это ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения служащим при исполнении должностных обязанностей доходов в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для себя или лиц близкого родства или свойства, а также для граждан или организаций, с которыми государственный гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

В основе коррупционного правонарушения находится конфликт интересов лиц, занимающих публичные должности в системе государственного управления и обладающих в связи с предоставленными им государством полномочиями соответствующим влиянием, которое может быть использовано ими в личных интересах, в том числе вопреки интересам государства.

Основой правового регулирования конфликта интересов в любой сфере правоотношений является установление обязанности принимать меры по недопущению возможности возникновения конфликта интересов.

Так, в соответствии со ст. 11 Федерального закона «О противодействии коррупции» государственные или муниципальные служащие обязаны принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, а также обязаны уведомить в порядке, определенном работодателем в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только станет об этом известно.

В свою очередь представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у должностного лица личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов, путем отвода или самоотвода указанного лица в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Непринятие лицом, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

О противодействии коррупции в образовательных учреждениях

Согласно положениям ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Особое внимание уделяется антикоррупционной политике в образовательных учреждениях.

Антикоррупционная политика школы представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности школы. Реализация мер по противодействию коррупции существенно снижает риски применения в отношении работников образовательного учреждения мер ответственности за подкуп должностных лиц.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.

Установление и взимание с родителей (законных представителей) обучающихся общеобразовательных организаций платы за оказываемые в пределах соответствующего федерального государственного образовательного стандарта образовательные услуги и иные мероприятия, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований соответствующего бюджета Российской Федерации, прямо противоречит законодательству Российской Федерации.

Согласно ст. 4 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» родители (законные представители) учащихся общеобразовательных организаций вправе индивидуально или объединившись осуществлять пожертвования общеобразовательной организации, в том числе вносить благотворительные взносы, исключительно на добровольной основе.

Установление обязательных денежных взносов (сборов) и иных форм материальной помощи в процессе обучения в образовательном учреждении не допускается.

О статусе потерпевшего по коррупционным уголовным делам

Лицо приобретает процессуальный статус потерпевшего по уголовному делу коррупционной направленности после вынесения постановления о признании потерпевшим.

Потерпевший как участник уголовного процесса находится в группе участников судопроизводства со стороны обвинения, которые выполняют функцию обвинения в уголовном процессе.

В целях защиты своих интересов потерпевший наделен обширным кругом прав как на предварительном следствии, так и в ходе судебного разбирательства, которые перечислены в ст.42 УПК РФ, в том числе ему обеспечивается возмещение имущественного вреда, причиненного преступлением. Гражданский иск в защиту интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных и муниципальных унитарных предприятий предъявляется прокурором. Имеются исключения в признании потерпевшим по уголовным делам о взятках.

Освобождение от уголовной ответственности взяткодателя либо лица, совершившего коммерческий подкуп, которые активно способствовали раскрытию и (или) расследованию преступления и в отношении которых имело место вымогательство взятки или предмета коммерческого подкупа, не означает отсутствия в их действиях состава преступления. Поэтому такие лица не могут признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных в виде взятки или предмета коммерческого подкупа.

Если должностное лицо путем обмана или злоупотребления доверием получило ценности за совершение в интересах дающего или иных лиц действий (бездействие) либо за способствование таким действиям, которые оно не может осуществить ввиду отсутствия соответствующих служебных полномочий или должностного положения, содеянное следует квалифицировать как мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения. Владелец переданных ценностей в указанных случаях несет ответственность за покушение на дачу взятки или коммерческий подкуп. При этом такое лицо не может признаваться потерпевшим и не вправе претендовать на возвращение этих ценностей, а также на возмещение вреда в случае их утраты (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях»).

Наряду с предоставленными законом правами, потерпевшие несут определенные обязанности, за несоблюдение которых уголовным кодексом предусмотрена ответственность по ст.ст.307, 308 УК РФ (за дачу заведомо ложных показаний и отказ от дачи показаний, по ст. 310 УК РФ (за разглашение данных предварительного расследования).

Изменение основания и формулировки увольнения (прекращения полномочий)

В соответствии со статьей 13.5 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрено осуществление проверок в случае увольнения (прекращения полномочий) отдельных категорий лиц.

Так, в случае увольнения (прекращения полномочий) лица, на которое были распространены антикоррупционные ограничения, обязанности и запреты, и в отношении которого было принято решение об осуществлении проверки достоверности и полноты представленных им сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, и (или) соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, и (или) исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, после завершения такой проверки и до принятия решения о применении к нему взыскания за совершенное коррупционное правонарушение лицу, принявшему решение об осуществлении такой проверки, представляется доклад о невозможности привлечения указанного проверяемого лица к ответственности за совершение коррупционного правонарушения.

Материалы проверки направляются в органы прокуратуры Российской Федерации для оценки.

При наличии оснований органы прокуратуры Российской Федерации в соответствии с пунктами 16 и 17 статьи 13.5 Закона № 273-ФЗ обращаются в установленном порядке в суд с заявлением об изменении основания и формулировки увольнения (прекращения полномочий) проверяемого лица.

По результатам удовлетворения заявления, суд изменяет основание и формулировку увольнения (прекращения полномочий) проверяемого лица и указывает в решении основание и формулировку увольнения (прекращения полномочий).

Ответственность за неуведомление о трудоустройстве бывшего государственного или муниципального служащего Работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы (статья 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации, часть 4 статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции»). Работодатель обязан направлять письменное сообщение о заключении трудового договора с бывшим государственным или муниципальным служащим в случае приема работника на основную работу. Сообщение также направляется по каждому договору при оформлении с основным работником совместительства, независимо от размера заработной платы, а равно при заключении с ним гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), если стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) по договору превышает 100 000 руб. в месяц или договор заключен на срок менее месяца, но стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) превышает 100 000 руб. Порядок направления сообщения о заключении трудового договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы установлен Правилами сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 года № 29. В случае направления сообщения в ненадлежащий государственный орган, нарушения десятидневного срока, а равно несоблюдения установленной формы сообщения работодатель может быть привлечен к административной ответственности за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг бывшего государственного или муниципального служащего в соответствии со статьей 19.29 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — КоАП РФ). Указанной статьей предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей, на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. Срок давности привлечения к административной ответственности по статье 19.29 КоАП РФ — шесть лет (часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ). Субъектами административных правонарушений, предусмотренных статьей 19.29 КоАП РФ, являются граждане, должностные лица и юридические лица — работодатели либо заказчики работ (услуг), которые привлекли к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора бывшего государственного (муниципального) служащего с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии коррупции». В силу части 4 статьи 4.1 КоАП РФ назначение виновному лицу административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 КоАП РФ, не освобождает данное лицо от исполнения требований, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии коррупции».

Меню

Контакты

Адрес: 156520 Костромская обл., Костромской район, деревня Кузьмищи, ул. Зеленая д. 6

Телефон: 8(4942) 66-72-82, 8(4942) 66-71-49

E-mail: kuzmishhenskoesp@kostromskoy.kostroma.gov.ru

Объявления

КОНКУРС!!!!КОНКУРС!!!!!

Публичные слушания "Об исполнении бюджета за 2024 год"

Операция "Мак"

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Информационные ресурсы