30 мая 2024 13:05
Коррупционные правонарушения в сфере закупок
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» среди основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции предусмотрено обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг.
Существует нескольких основных способов злоупотреблений при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.
Первый способ – систематическое злоупотребление должностными полномочиями в целях создания благоприятных условий собственному бизнесу либо коммерческой деятельности третьих лиц, то есть аффилированность работников органов государственной власти и органов самоуправления с субъектами предпринимательской деятельности.
Второй способ – ограничение конкуренции, воспрепятствование предпринимательской деятельности при организации и проведении конкурсных процедур, в том числе путем завышения стоимости работ и с использованием фирм-однодневок. К числу механизмов, используемых для завышения цены контракта на стадии, предшествующей выполнению работ, относится завышение начальной цены контракта представителем заказчика при наличии сговора с предполагаемым победителем.
Уголовная ответственность за нарушения в сфере закупок предусмотрена статьями 200.4 (злоупотребление в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд), 205.5 (подкуп работника контрактной службы, лица, осуществляющего приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг), 304 (провокация взятки, коммерческого подкупа либо подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд) Уголовного кодекса Российской Федерации.
В отдельных случаях действия злоумышленников могут квалифицироваться по статье 159 Уголовного кодекса Российской Федерации (мошенничество).
Что такое конфликт интересов на государственной и муниципальной службе?
Понятие «конфликт интересов» закреплено в ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а процедура урегулирования конфликта – в ст. 11, а также в ст. 19 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ст. 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Конфликт интересов – это ситуация, при которой личная прямая или косвенная заинтересованность служащего влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (полномочий).
Личная заинтересованность означает, что доходы, выгоды, преимущества может получить сам служащий, его родственники (свойственники), друзья (знакомые) или организации, которые связаны с ним имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Служащий обязан уведомить о конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему стало известно об этом. Для этого он должен подготовить письменное уведомление и подать его представителю нанимателя.
В чем отличие подарка от взятки?
Критерий, разграничивающий взятку и подарок, это безвозмездность. Безвозмездность является основным признаком договора дарения как разновидности гражданско-правовой сделки: любой дар безвозмезден, если дарение обусловлено совершением каких-либо действий другой стороной, то это приводит к признанию такого договора ничтожным. Взятка же, как правило, передается и получается за какие-либо действия или бездействие. Она носит возмездный, взаимный и обоюдный характер.
Размер взятки влияет на общественную опасность данного преступления и квалификацию содеянного: если он не превышает 10 тысяч рублей, то это мелкая взятка (ст. 291.2 Уголовного кодекса Российской Федерации), наказание за данное преступление предусматривает до одного года лишения свободы, если свыше 10 тыс. рублей, то деяние квалифицируется по ст. 290 Уголовного кодекса Российской Федерации, где срок лишения свободы предусмотрен до 15 лет лишения свободы.
Законом установлено, что лица, замещающие государственные или муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, не вправе получать в связи с выполнением служебных (должностных) обязанностей не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) и подарки от физических и юридических лиц (ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
Какие существуют особенности трудоустройства бывших государственных и муниципальных служащих в организации?
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
В свою очередь, согласно ч.4 ст.12 Федерального закона «О противодействии коррупции» работодатель, заключивший трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с таким гражданином, обязан в десятидневный срок сообщить об этом представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Несоблюдение указанных требований влечет для работодателя административную ответственность по ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для работника – прекращение трудового или гражданско-правового договора. При этом для работодателя-гражданина ответственность установлена в виде административного штрафа в размере от 2 тыс. до 4 тыс. рублей, для организации – от 100 тыс. до 500 тыс. рублей, для должностного лица организации – от 20 тыс. до 50 тыс. рублей.
Правила сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, утверждены постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 № 29.
Что такое антикоррупционная экспертиза и кто вправе ее проводить?
Федеральным законом «О противодействии коррупции» в качестве одной из мер профилактики коррупционных проявлений предусмотрено проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов таких актов всех уровней системы государственного управления и местного самоуправления. Целью такой экспертизы является выявление в нормативных актах и их проектах норм, которые создают условия для коррупционных проявлений и помогают избежать ответственности за совершение таких правонарушений (коррупциогенные факторы).
Правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения устанавливаются Федеральным законом от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
Согласно указанному федеральному закону коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами государственной и муниципальной власти, издавшими нормативный правовой акт, а также Министерством юстиции Российской Федерации, прокуратурой и независимыми экспертами.
Независимую антикоррупционную экспертизу вправе проводить граждане и юридические лица, аккредитованные Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
Адрес: 156520 Костромская обл., Костромской район, деревня Кузьмищи, ул. Зеленая д. 6
Телефон: 8(4942) 66-72-82, 8(4942) 66-71-49
E-mail: admkus@mail.ru
Конкурс "Культурная столица года"
07 ДЕКАБРЯ 2023 Г. В 18.00 Ч.