• 156520 Костромская обл., Костромской район, деревня Кузьмищи, ул. Зеленая д. 6
  • 8(4942) 66-72-82, 8(4942) 66-71-49
  • kuzmishhenskoesp@kostromskoy.kostroma.gov.ru

Разъяснения законодательства

22 октября 2025 15:10

1. «С 1 марта 2026 года вводится запрет на автоматические списания денежных средств за онлайн-подписки с банковской карты, от использования которой для таких списаний пользователь отказался (Федеральный закон от 15.10.2025 № 376-ФЗ «О внесении изменения в статью 16.1 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»)».

Статья 16.1 Закона о защите прав потребителей дополнена положениями, согласно которым при оплате услуг, оказываемых на основании абонентского договора в сети "Интернет" с использованием сайта, информационной системы или программы для ЭВМ, исполнителю запрещается использовать для получения периодических платежей реквизиты банковского счета потребителя или данные о его электронных средствах платежа, которые потребитель предоставил ранее и в отношении которых выразил исполнителю отказ от использования при расчетах с ним.

Исполнитель обязан обеспечить прием такого отказа потребителя в том числе в электронной форме.

 

2. «С 1 сентября 2026 года изменяется порядок лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами (Федеральный закон от 15.10.2025 №375-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации»)».

Срок принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении сокращается с 30 до 10 рабочих дней. Предусмотрена возможность продления указанного срока не более чем на 5 рабочих дней в случае непоступления запрошенных органом государственного жилищного надзора документов (сведений) в целях оценки соответствия соискателя лицензии отдельным лицензионным требованиям.

Уточнено, что лицензия предоставляется органом государственного жилищного надзора не на основании решения лицензионной комиссии субъекта РФ, а в порядке, установленном статьей 194 ЖК РФ.

Предусмотрено, что заявление о предоставлении квалификационного аттестата, который обязаны иметь должностные лица лицензиата, может быть подано посредством единого портала госуслуг.

Закреплено лицензионное требование о соответствии лицензиата, соискателя лицензии требованиям к персоналу и материально-техническому обеспечению лицензиата, соискателя лицензии, установленным Правительством РФ, которое может быть обеспечено в том числе наличием действующего договора (договоров) на оказание услуг и (или) выполнение работ.

 

3. «Даны разъяснения по вопросу взимания платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, в отношении которого собственниками помещений не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован (Письмо Минстроя России от 08.10.2025 № 59968-ДН/04 «О плате за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме»)».

Сообщается, в частности, что в соответствии с пунктом 3 Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2018 г. № 1616, предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в период управления многоквартирным домом управляющей организацией, определенной решением об определении управляющей организации, осуществляется ресурсоснабжающими организациями.

В силу подпункта «а» пункта 31(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354, управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, в случаях, предусмотренных подпунктами «б», «г» - «ж» пункта 17 Правил № 354, обязаны, в частности, заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Учитывая изложенное, независимо от решения собственников помещений в многоквартирном доме, ресурсоснабжающая организация не вправе предъявлять им и взимать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Таким образом, обязанность временной управляющей организации по внесению платы за коммунальный ресурс, поставленный на общедомовые нужды, не отличается от обязанностей управляющей организации, избранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.

 

4. «С 1 марта 2026 года вносятся уточнения в требования к размещению сведений об образовательной организации на ее официальном сайте (Приказ Рособрнадзора от 03.07.2025 № 1353 «О внесении изменений в Требования к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации, утвержденные приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 04.08.2023 № 1493», зарегистрировано в Минюсте России 10.10.2025 № 83827)».

Согласно приказу сведения о наличии или об отсутствии государственной аккредитации образовательной деятельности должны будут размещаться в подразделе «Образование» (сейчас в подразделе «Основные сведения»).

Установлено, что подраздел «Педагогический состав» должен содержать информацию о персональном составе педагогических работников каждой реализуемой образовательной программы в виде электронного документа или в виде активных ссылок, непосредственный переход по которым позволяет получить доступ к страницам сайта, содержащим установленную приказом информацию.

Исключено положение о том, что сайт должен иметь версию для слабовидящих.

 

5. «Минздрав изложил свою позицию по вопросу видеосъемки водителем процедуры медицинского освидетельствования на состояние опьянения (Письмо Минздрава России от 20.08.2025 № 15-5/И/7-1470 «Об осуществлении водителем видеосъемки процедуры медицинского освидетельствования на состояние опьянения»)».

Отмечено, что прямого запрета или разрешения на ведение видеосъемки процесса медицинского освидетельствования законодательством не установлено.

Вместе с тем со ссылкой на Закон о персональных данных сообщается, что ведение видеозаписи, фиксирующей медицинских работников, является обработкой персональных данных и может быть осуществлено только с согласия медицинского работника на обработку его персональных данных.

 

6. «Изменения законодателем условий социальной поддержки в области жилищных отношений не должны лишать права пользования жилыми помещениями специализированного жилищного фонда тех сотрудников органов внутренних дел и граждан, уволенных со службы, которые приобрели его на основании ранее действовавшего закона (Постановление Конституционного Суда РФ от 09.10.2025 № 33-П «По делу о проверке конституционности части 3.2 статьи 8 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Маркова Бориса Викторовича»)».

Не противоречащей Конституции РФ признана часть 3.2 статьи 8 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», поскольку она по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не допускает выселения уволенного со службы в органах внутренних дел гражданина из жилого помещения специализированного жилищного фонда без предоставления ему другого жилого помещения или единовременной социальной выплаты на его приобретение, если он - на момент вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2021 года № 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» - состоял на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты или нуждающегося в жилом помещении, имел стаж службы не менее 10 лет в календарном исчислении и проживал в жилом помещении специализированного жилищного фонда по ранее заключенному с органом внутренних дел договору найма.

 

7. «Разъяснены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг (Письмо ФАС России от 08.10.2025 № ГР/94541-ПР/25 «О разъяснении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»)».

Сообщается, что позицией 33 приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 установлены дополнительные требования к участникам закупки при осуществлении закупки услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления.

В качестве дополнительного требования в отношении указанной позиции в графе «Дополнительные требования к участникам закупки» установлено в том числе непривлечение участника закупки, являющегося физическим лицом, либо руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, главного бухгалтера участника закупки, являющегося юридическим лицом, к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 6.3, 6.5 - 6.7, 14.43, 14.44 - 14.46.2 КоАП РФ, что подтверждается декларацией.

Вместе с тем порядок исчисления срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, установлен статьей 4.6 КоАП РФ.

Таким образом, при рассмотрении заявки на предмет соответствия дополнительному требованию необходимо учитывать положения статьи 4.6 КоАП РФ в части срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

 

8. «Даны разъяснения по вопросу оплаты гражданами расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета коммунального ресурса (Письмо Минстроя России от 29.08.2025 № 24122-ОГ/00 «Об оплате коммунальных ресурсов, потребляемых в многоквартирном доме»)».

Также, в числе прочего, рассмотрен порядок перерасчета размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Отмечается, что единственным вариантом обеспечения достоверного учета объемов коммунального ресурса, потребляемого в многоквартирном доме на содержание общего имущества в каждом расчетном периоде, является установка в многоквартирном доме автоматизированной системы учета коммунального ресурса с подключением к такой системе каждого помещения в многоквартирном доме, позволяющей производить одномоментное снятие всех показаний индивидуальных приборов учета и показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, а также устанавливать факты нарушения потребителями правил учета коммунального ресурса.

Решение об установке таких автоматизированных систем учета коммунального ресурса с обязательной установкой ИПУ в каждом помещении в многоквартирном доме вправе принять собственники на общем собрании собственников.

 

9. «Рассмотрен вопрос о перерасчете размера платы за коммунальную услугу горячего водоснабжения (Письмо Минстроя России от 12.09.2025 №54208-ДН/04 «О плате за коммунальную услугу горячего водоснабжения»)».

Сообщается, что в случае несоответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства о техническом регулировании недопустимо сначала рассчитывать стоимость коммунальной услуги горячего водоснабжения за дни, в которые выявлено указанное несоответствие, а затем рассчитывать размер снижения размера платы в процентах от рассчитанной стоимости услуги за дни предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества.

Приведен порядок расчета размера снижения платы в случае несоответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства о техническом регулировании.

Рассчитанный размер платы с учетом снижения за коммунальную услугу ненадлежащего качества не может составлять отрицательную величину. При возникновении в результате расчета отрицательной величины размер платы принимается равным нулю, что соответствует полному освобождению потребителя от оплаты такой услуги.

 

10. «Минстрой: обеспечение готовности многоквартирного дома к отопительному периоду и получение соответствующего паспорта являются обязательной частью оказания услуг и выполнения работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме и включены в состав лицензионных требований (Письмо Минстроя России от 23.09.2025 №56428-АФ/04 «Об обеспечении готовности многоквартирного дома к отопительному периоду»)».

Необеспечение готовности многоквартирного дома к отопительному периоду и неполучение паспорта обеспечения готовности к отопительному периоду представляют собой нарушение лицензионного требования, установленного частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ. В части проведения гидравлических испытаний, промывки и регулировки мероприятий нарушение может быть признано грубым и повлечь исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта РФ.

Таким образом, частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, а частью 3 статью 14.1.3 КоАП РФ - за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с грубым нарушением лицензионных требований.

В случае неполучения управляющей организацией паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду административная ответственность наступает в соответствии с частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, а в случае непроведения промывки и опрессовки, относимых в соответствии с Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014 г. N 1110 к грубым нарушениям лицензионных требований, - в соответствии с частью 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ.

В отношении товариществ собственников жилья, жилищно-строительных кооперативов, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов в случае неготовности многоквартирных домов, находящихся в их управлении, к отопительному периоду и невыполнении предписания (постановления, представления, решения) об устранении нарушений, допущенных при подготовке к отопительному периоду, предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 19.5 КоАП РФ.

 

 

Меню

Контакты

Адрес: 156520 Костромская обл., Костромской район, деревня Кузьмищи, ул. Зеленая д. 6

Телефон: 8(4942) 66-72-82, 8(4942) 66-71-49

E-mail: kuzmishhenskoesp@kostromskoy.kostroma.gov.ru

Объявления

Аукцион д. Башутино д. 18, кадастровый номер 44:07:060201:942

Объявление о начале аукциона по продаже земельного участка 44:07:060201:943

Объявление об аукционе - продажа земельного участка в д. Башутино

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Информационные ресурсы