15 декабря 2025 11:12
«Утверждена Стратегия развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2030 года (Указ Президента РФ от 08.12.2025 № 896 «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2030 года»)».
Стратегией определены следующие цели развития здравоохранения в РФ: повышение качества медицинской помощи и увеличение ее доступности для граждан, соблюдение их прав в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
В качестве основных задач развития здравоохранения в РФ названы, в частности, следующие: борьба с факторами риска неинфекционных болезней, включая повышение мотивации граждан к ведению здорового образа жизни; сохранение здоровья населения за счет профилактических мероприятий, внедрение технологий сбережения здоровья на популяционном уровне, включая здоровое старение и активное долголетие; создание условий для повышения качества и безопасности медицинской помощи, увеличения ее доступности, а также для роста доверия населения к системе здравоохранения; совершенствование механизмов предоставления санаторно-курортного лечения и оздоровления населения; развитие государственной системы социально-гигиенического мониторинга; развитие технологий персонализированной медицины и пр.
Согласно документу, наиболее значимыми вызовами национальной безопасности в сфере охраны здоровья граждан являются старение населения (увеличение доли граждан старше трудоспособного возраста), необходимость дальнейшего увеличения доступности медицинской помощи и уровня удовлетворенности ею населения, а также необходимость обеспечения технологического суверенитета в сфере здравоохранения путем производства отечественных лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий, а также путем развития современных медицинских технологий.
К 2030 году ожидаемыми результатами реализации Стратегии должны стать, в том числе: увеличение до 90 процентов доли лекарственных препаратов для медицинского применения, произведенных в РФ (в натуральном выражении), в общем объеме лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП; достижение уровня технологической независимости в сфере здравоохранения - 80 процентов; сокращение потребления алкоголя до 7,8 литра этанола на душу населения; вовлечение 100 процентов медицинских организаций в реализацию проектов, направленных на повышение производительности труда и пр.
Стратегией также определены угрозы национальной безопасности в сфере охраны здоровья граждан и приоритетные направления развития здравоохранения в РФ.
Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
2. «Даны разъяснения по вопросам применения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению (Письмо Минстроя России от 05.11.2025 № 30613-ОГ/00 «О соответствии состава и свойств холодной воды требованиям законодательства»)».
Сообщается, в частности, что отклонение состава и свойств холодной воды от требований законодательства РФ о техническом регулировании не допускается. Питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети. Безопасность питьевой воды в эпидемическом отношении определяется ее соответствием нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателям.
Положениями статьи 32 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 77 «Санитарных правил 2.1.3684-21», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3, установлено, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль качества питьевой и горячей воды в соответствии с «Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды», установленными постановлением Правительства РФ от 6 января 2015 года № 10, и приложениями № 2 - 4 к Санитарным правилам.
Производственный контроль осуществляется в соответствии с программой производственного контроля качества воды, которая разрабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
3. «Конституционный Суд установил, в каких случаях переписка с госорганами посредством сети «Интернет» не может быть признана клеветой, совершенной публично с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (Постановление Конституционного Суда РФ от 04.12.2025 № 43-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 128.1 УК РФ в связи с жалобой граждански Роговой Лилии Геннадьевны»)».
Часть вторая статьи 128.1 УК РФ признана не противоречащей Конституции РФ, поскольку она не предполагает оценки переписки с органами публичной власти, должностными лицами и организациями, осуществляющими публично значимые функции, через официальные средства коммуникации с ними в сети «Интернет» (при которой использование данной сети является лишь способом направления обращения в письменной форме, не предполагающим доступности его содержания широкому (неопределенному) кругу лиц) в качестве публичного распространения информации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, дающего основания для квалификации данного деяния по этой части названной статьи.
Конституционным Судом отмечено, что часть вторая статьи 128.1 УК РФ усиливает ответственность за клевету, совершенную публично, в том числе через сеть «Интернет». Соответственно, использование для совершения клеветы информационно-телекоммуникационных сетей является квалифицирующим признаком состава преступления, предусмотренного указанной нормой, в тех случаях, когда у распространяющего сведения лица имеется осознанное намерение адресовать их именно таким образом или сделать доступными широкому (неопределенному) кругу лиц.
Если же органы публичной власти для информационного взаимодействия с гражданами обеспечивают возможность подачи им обращения через официальные интернет-сайты или иным аналогичным образом, то обязанность исключить доступ неопределенного круга лиц к таким обращениям возлагается на эти органы.
Конституционный Суд также неоднократно подчеркивал, что само по себе обращение в орган публичной власти - даже с учетом потенциально возможного риска причинения вреда правам и свободам лиц, с которыми связана содержащаяся в обращении информация, не может рассматриваться как неправомерное распространение (разглашение) этой информации. Тем самым правомерное осуществление гражданином своих конституционных прав и свобод не должно влечь для него неблагоприятные правовые последствия, тем более в форме уголовной ответственности. Однако выход за установленные федеральным законодателем рамки не исключает введения ограничений в этой сфере, связанных, в том числе, с привлечением к ответственности.
Кроме того, следует различать сообщение, содержащее порочащие сведения, направленное через информационно-телекоммуникационные сети, осуществляющим публично значимые функции субъектам, когда такой способ коммуникации специально предназначен для официального персонифицированного обращения в государственные органы, органы местного самоуправления, от обращений к тем же субъектам посредством использования иных способов коммуникации, прямо не предназначенных для подачи конкретных обращений, когда сообщенные сведения изначально становятся доступными широкому (неопределенному) кругу лиц (блоги, форумы, каналы, интернет-страницы и т.п.).
Соответственно, прямо предусмотренная возможность направления гражданином обращения в органы публичной власти в форме электронного документа посредством информационно-телекоммуникационных сетей, как предполагающая переписку только с конкретным адресатом (даже если такой адресат не является единственным), обязанным сохранять конфиденциальность получаемых сведений, не обусловливает (не предполагает) квалификации такого обращения в качестве публичного распространения информации и не должна приводить к усилению уголовной ответственности за клевету.
4. «Определены условия и порядок признания иностранных граждан представляющими интерес для Российской Федерации (Указ Президента РФ от 02.12.2025 № 883 «О поддержке переселения в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, представляющих интерес для Российской Федерации, и об особенностях их правового положения в Российской Федерации»)».
Иностранные граждане могут обратиться начиная с 15 апреля 2026 года с ходатайством о признании их представляющими интерес для Российской Федерации, если они: имеют достижения в сфере научно-технологического развития, производства, спорта, креативных (творческих) индустрий, в культурно-гуманитарной сфере, в учебе; внесли вклад в развитие общества, экономики, обеспечение обороноспособности и безопасности РФ; обладают особо востребованными профессией (специальностью), квалификацией или навыками.
На МВД России возложены полномочия по определению некоммерческой организации, в которую будут обращаться иностранные граждане с ходатайством о признании их представляющими интерес для РФ.
Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.
5. «Конституционный Суд подтвердил обязанность соответствующего публично-правового образования возместить собственнику убытки или выкупить земельный участок, в отношении которого установлена зона охраны объекта культурного наследия, ввиду невозможности его использования в соответствии с видом разрешенного использования (Постановление Конституционного Суда РФ от 01.12.2025 № 42-П «По делу о проверке конституционности ч.23 ст.26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в ГрК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Малинова М.А.)».
Не противоречащей Конституции РФ признана часть 23 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования она не предполагает освобождения соответствующих публично-правовых образований от обязанности возместить собственнику земельного участка убытки, возникшие в связи с установлением до дня официального опубликования данного Федерального закона зон охраны объекта культурного наследия (границ таких зон), препятствующим использованию этого земельного участка в соответствии с видом его первоначального разрешенного использования, либо - если такое использование становится невозможным - от обязанности выкупить такой земельный участок и расположенные на нем объекты недвижимого имущества, не являющиеся самовольными постройками.
Конституционный Суд, в частности, указал, что установление, изменение зон охраны объектов культурного наследия регионального значения выступает проявлением воли непосредственно публично-правового образования в лице его уполномоченных органов, реализуемой не в интересах конкретных юридических или физических лиц, а исходя из конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Из этого следует, что именно на данном субъекте РФ в лице уполномоченного органа лежит обязанность по возмещению убытков, возникающих в качестве последствий принятия таких решений, вторгающихся помимо воли частного собственника в его правомочия по владению и пользованию своим имуществом. Такая обязанность служит одновременно экономическим стимулом для взвешенного и разумного подхода при определении указанным органом границ зон охраны и перечня действующих в них ограничений градостроительного и земельного порядка исходя из разумного баланса интересов социально-экономического развития, технического прогресса, поддержания сложившегося уклада проживания на определенной территории и связанных с этим прав граждан, с одной стороны, и интересов сохранения исторического и культурного наследия - с другой.
Адрес: 156520 Костромская обл., Костромской район, деревня Кузьмищи, ул. Зеленая д. 6
Телефон: 8(4942) 66-72-82, 8(4942) 66-71-49
E-mail: kuzmishhenskoesp@kostromskoy.kostroma.gov.ru