24 ноября 2025 14:11
1. «К третьему чтению представлен законопроект об установлении с 1 января 2026 года минимального размера оплаты труда в сумме 27 093 рубля в месяц (проект Федерального закона № 1026183-8 «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» (текст к третьему чтению)».
Федеральным законом от 27 ноября 2023 № 548-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» и признании утратившими силу статей 2 и 3 Федерального закона «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» и о приостановлении действия ее отдельных положений» начиная с 2025 года установлена норма соотношения между МРОТ и медианной заработной платой в размере не менее 48%.
Предлагаемыми изменениями МРОТ устанавливается с 1 января 2026 года в сумме 27 093 рубля. Соотношение с медианной заработной платой за предыдущий год составит 48%. Медианная заработная плата за 2024 год, по данным Росстата, составляет 56 443 рубля.
2. «Несвоевременное исполнение судебного решения по обращению взыскания на средства бюджета должно быть при возникновении спора сопоставлено судом с тем вредом, который мог бы быть причинен другим защищаемым Конституцией РФ и федеральными законами ценностям в случае перераспределения (направления) бюджетных средств на его исполнение (Постановление Конституционного Суда РФ от 18.11.2025 № 39-П «По делу о проверке конституционности пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Правительства Магаданской области»)».
Не противоречащим Конституции РФ признан пункт 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса РФ, поскольку, устанавливая специальный срок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, в рамках которого законодательно обеспечена возможность принять меры по перераспределению (направлению) бюджетных средств, необходимых для исполнения таких судебных актов, как на стадии исполнения бюджета, так и посредством внесения изменений в закон (решение) о бюджете, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования он:
предполагает учет судами при рассмотрении дел, предметом оценки в которых является пропуск срока исполнения таких судебных актов, возможности наступления в конкретных социально-экономических условиях существенных негативных последствий для защищаемых Конституцией РФ и федеральными законами ценностей в случае перераспределения (направления) на эти цели средств, необходимых для исполнения иных расходных обязательств;
не допускает в случае признания судом незаконным бездействия, связанного с пропуском срока исполнения таких судебных актов, применения вместо установленного бюджетным законодательством порядка их исполнения предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве» мер принудительного исполнения требований неимущественного характера;
не препятствует обеспечению интересов взыскателя по таким судебным актам в случае задержки исполнения посредством, по крайней мере, предусмотренного процессуальным законодательством механизма индексации присужденных судом денежных сумм.
3. «Установлена новая памятная дата России - 9 апреля - День героического штурма и взятия Кенигсберга (1945 год) (Федеральный закон от 17.11.2025 №421-ФЗ «О внесении изменений в статью 1.1 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России»)».
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
4. «Утверждена стратегия повышения безопасности дорожного движения в РФ, определяющая задачи и основные направления государственной политики в указанной области на среднесрочную и долгосрочную перспективу (Указ Президента РФ от 14.11.2025 № 841 «Об утверждении Стратегии повышения безопасности дорожного движения в Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»)».
Настоящая Стратегия включает в себя результаты анализа состояния безопасности дорожного движения в РФ, а также совокупность направлений повышения безопасности дорожного движения, сформированных на основе отечественного опыта, региональных практик, международных стандартов, результатов научных исследований и прогнозов социально-экономического развития.
Положения Стратегии обязательны для выполнения всеми органами государственной власти РФ и органами местного самоуправления и должны учитываться при разработке, корректировке и реализации других документов стратегического планирования.
5. «Разъяснены особенности реализации договора управления многоквартирным домом, заключенного ТСЖ с управляющей организацией (Письмо Минстроя России от 12.11.2025 № 69144-ДН/04 «О заключении договора управления МКД»)».
Сообщается, в частности, что правом заключения договора управления наделено Правление ТСЖ (пункт 4 статьи 148 ЖК РФ). При этом порядок принятия решения о заключении такого договора управления законодательством не урегулирован и может быть установлен Уставом ТСЖ. Отмечается, что реализация ТСЖ права заключения договора управления МКД с управляющей организацией (далее - УО) решением общего собрания собственников помещений в МКД не требуется.
УО как вторая сторона договора управления обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению МКД, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления МКД деятельность (часть 2 статьи 162 ЖК РФ).
Таким образом, в случае заключения договора управления между ТСЖ и УО способ управления этим МКД остается единственным - это управление ТСЖ. Именно ТСЖ, созданное в надлежащем порядке и имеющее право управлять МКД, наделено правом заключить договор управления с УО, передав свои полномочия по указанному договору управляющей организации. При этом изменения способа управления дома не происходит, поскольку, во-первых, ТСЖ не наделено правом изменения способа управления, таким правом обладает исключительно общее собрание собственников (часть 3 статьи 161 ЖК РФ), во-вторых, изменение способа управления привело бы к утрате ТСЖ права на заключение договора МКД управления с УО.
В случае заключения договора управления МКД ТСЖ фактически утрачивает права и обязанности по управлению МКД, поскольку в соответствии со статьей 162 ЖК РФ такими правами и обязанностями наделяется УО.
С ТСЖ снимаются обязанности по выполнению работ и (или) оказанию услуг по управлению МКД, по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, по предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги газоснабжения, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, по обеспечению готовности инженерных систем, по осуществлению иной направленной на достижение целей управления МКД деятельности, все перечисленные обязанности возлагаются на УО (части 2.2, 11 статьи 161, часть 2 статьи 162 ЖК РФ).
Собственники помещений в МКД вносят плату за содержание жилого помещения и коммунальные услуги в УО, а не в ТСЖ. Именно УО получает право распоряжения денежными средствами, ТСЖ такое право утрачивает.
6. «Ко второму чтению подготовлен законопроект с многочисленными поправками в НК РФ и другие законодательные акты (проект Федерального закона № 1026190-8 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ, отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) РФ» (в части реализации отдельных положений основных направлений налоговой политики) (текст ко второму чтению)».
Законопроектом, в частности:
уточнены некоторые процедуры, касающиеся взыскания задолженности, а также проведения мероприятий налогового контроля, дополнены основания прекращения налогового мониторинга; ограничен размер снижения штрафа при смягчающих обстоятельствах (не более чем в 10 раз);
также изменения коснулись уплаты ряда налогов, в том числе НДС, НДФЛ, налога на прибыль, НДПИ, имущественных налогов, госпошлины;
в числе прочего повышается ставка НДС с 20% до 22%; уменьшается предельный размер дохода для налогоплательщиков на УСН, при превышении которого возникает обязанность уплачивать НДС, с 60 млн рублей до 20 млн рублей за 2025 год, 15 миллионов рублей за 2026 год, 10 миллионов рублей за 2027 год и последующие годы;
по акцизам введен дополнительный объект налогообложения - направление на давальческую переработку за пределами РФ нефтяного сырья, а также внесены уточнения в ставки акцизов;
налог на игорный бизнес отнесен к федеральным налогам. Уплата налога регулируется новой главой 25.5 НК РФ;
значительные изменения внесены в порядок уплаты НДПИ;
уточнены положения, касающиеся уплаты страховых взносов: так, в частности, для IT-организаций начиная с 2026 года предусматривается применение тарифа страховых взносов в размере 7,6% к сумме выплат, превышающей предельную величину базы для исчисления страховых взносов, и в размере 15% в пределах данной величины.
В Законе «О промышленной политике в Российской Федерации» закреплены положения об уплате технологического сбора, взимаемого в связи с ввозом в РФ электронной компонентной базы (электронных модулей) и (или) промышленной продукции, содержащей электронную компонентную базу (электронные модули), в соответствии с перечнями, утверждаемыми Правительством РФ, или производством таких продукции и компонентов на территории РФ. Размеры технологического сбора установит Правительство РФ.
7. «Сведения об объектах культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии, будут размещаться в единой информационной системе жилищного строительства (Федеральный закон от 17.11.2025 № 422-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и статьи 2 и 5.2 Федерального закона «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»)».
Определено, что в ЕИСЖС будут размещаться сведения из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) РФ и сведения из ЕГРН, в частности сведения: о местонахождении объекта культурного наследия; о предмете охраны объекта культурного наследия; о состоянии объекта культурного наследия; об охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия либо иных охранных документах, содержащих требования к сохранению объекта культурного наследия, а также к содержанию и использованию объекта культурного наследия; о предусмотренных региональными и муниципальными актами мерах государственной и муниципальной поддержки вовлечения в хозяйственный оборот объектов культурного наследия и пр.
Также поправками определены требования, которым должны соответствовать объекты культурного наследия для размещения сведений о них в ЕИСЖС, и установлен порядок размещения такой информации в ЕИСЖС.
Установлено, что единый институт развития в жилищной сфере оказывает содействие в сохранении и вовлечении в хозяйственный оборот объектов культурного наследия, в том числе организационное, информационное и аналитическое обеспечение предоставления мер государственной поддержки в целях проведения работ по сохранению объектов культурного наследия за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов РФ.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2026 года.
8. Усилена ответственность за преступления диверсионной направленности (Федеральный закон от 17.11.2025 № 420-ФЗ «О внесении изменений в УК РФ»)».
В частности, расширен перечень преступлений, возраст уголовной ответственности за совершение которых наступает с 14 лет. В перечень включены преступления террористического и диверсионного характера.
Деяния, предусмотренные частями первой или первой.1 статьи 205.1 (Содействие террористической деятельности) и частью первой статьи 281.1 (Содействие диверсионной деятельности), совершенные в отношении несовершеннолетнего, повлекут наказание вплоть до пожизненного лишения свободы.
Отменены сроки давности к лицам, совершившим преступления диверсионной направленности или осужденным за их совершение.
Виновным в совершении преступлений диверсионной направленности не может быть назначено наказание ниже низшего предела, предусмотренного статьей УК РФ.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
9. «Конституционный Суд РФ рассмотрел вопрос о привлечении лица к административной и уголовной ответственности за одно нарушение Правил дорожного движения, повлекшее для потерпевших разные последствия (Постановление Конституционного Суда РФ от 14.11.2025 № 38-П «По делу о проверке конституционности ч.1 ст.12.24, п.7 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ и ч.3 ст.264 УК РФ в связи с запросом Ивановского районного суда Ивановской области»)».
Суд признал часть 1 статьи 12.24 и пункт 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ во взаимосвязи с частью третьей статьи 264 УК РФ не противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают прекращения производства по делу об административном правонарушении, связанному с нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства, повлекшим причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, в случае наличия по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о возбуждении уголовного дела, поскольку эти действия (бездействие) повлекли по неосторожности смерть другого человека.
10. «Скорректирован предмет государственного жилищного надзора (Постановление Правительства РФ от 12.11.2025 № 1783 «О внесении изменения в постановление Правительства РФ от 30.09.2021 № 1670»)».
Уточняется, что предметом государственного жилищного надзора является также соблюдение контролируемыми лицами требований к порядку размещения информации в системе жилищно-коммунального хозяйства ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, региональными операторами, застройщиками, лицами, с которыми собственниками помещений в многоквартирном доме, осуществляющими непосредственное управление многоквартирным домом, заключены договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, лицами, наделенными такими собственниками помещений в многоквартирном доме правом размещения информации в системе жилищно-коммунального хозяйства.
Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2026 года.
Адрес: 156520 Костромская обл., Костромской район, деревня Кузьмищи, ул. Зеленая д. 6
Телефон: 8(4942) 66-72-82, 8(4942) 66-71-49
E-mail: kuzmishhenskoesp@kostromskoy.kostroma.gov.ru